О.С.
КАЧИНА,
мастер производственного обучения
ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж
профессиональных технологий, экономики и сервиса»,
г.Абакан, Республика
Хакассия
На сегодняшний день одной из актуальных проблем
является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Поэтому цель
современного учебно-производственного процесса формирование и развитие
гармонично развитой личности адаптированной к современным условиям жизни.
В современном мире требуется человек, который не только вооружен
знаниями, который по – новому относится к процессу познания, к добытым знаниям
и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющимся
мире. Современные условия, а именно
рынок труда предъявляет следующие требования к выпускнику: профессиональная грамотность, стремление к
самообразованию и повышению квалификации по выбранной профессии. Выпускник
должен быть конкурентоспособен.
Составим социально-психологический портрет обучающихся коррекционной группы
профессии «Садовник», на основе анализа
контингента за последние три года: 70,3% сироты с негативным жизненным опытом,
10% дети из неблагополучных семей и 10% из
малообеспеченных и многодетных
семей, 9% дети, имеющие нарушения, требующие сугубо индивидуального подхода в
обучении. Рассматривая физическое развитие ребят 40% в группе имеют
инвалидность ( диагноз - ребенок инвалид). Из проведенных индивидуальных бесед,
обучающихся с психологом, о мотивации учебной деятельности показали, получили следующие резульаты - 77,5% обучающихся поставили на первое место мотив
получения диплома и стипендии, лишь 12,5 %- обеспечить успешность будущей
профессиональной деятельности. Из данных можно сделать вывод о неадекватном
выборе профессии большинства обучающихся.
Таким образом, получим следующую картину по группе в целом -
интеллектуальная и физическая ослабленность детей и неадекватный выбор
профессии.
Исходя из
выше сказанного, задача
обозначается четко, как у бунтующего, ничем неинтерисующегося подростка, с
низкой самооценкой за десятимесячный срок обучения сформировать активную жизненную позицию,
умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере
и социуме.
Для решения этой важной задачи необходимо
правильно максимально эффективно построить учебно-производственный процесс,
учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
На протяжении всего периода обучения моя
задача как мастера наставника рассматривать личность ребенка как уникальную и
неповторимую, главное найти применение
ее неповторимости, как сказал В.А.Сухомлинский «важно открыть перед каждым те
сферы развития души, где он может достигнуть вершины».
На первых этапах обучения в работе с
первокурсниками большое внимание уделяю кружковой работе, которая повышает
мотивацию к обучению, развивает интерес к выбранной профессии. Кружковая работа
позволяет первокурснику показать выбранную профессию в полном объеме, раскрыть
сферы незатронутые программным материалом, а так же перспективы будущей
трудовой деятельности в данном направлении.
Для группы «Садовников» разработана программа
кружка «Комнатное садоводство». В основе программы несколько проектов: выгонка
гиацинтов и нарциссов, получение продукции комнатных огурцов и томатов,
выращивание из семян кактусов. Проекты коллективные долгосрочные но, однако,
каждый ребенок участвует индивидуально, это одна из особенностей работы с
детьми с ОВЗ.
Первая работа самая трудная, подлинная ее цель
заинтересовать, настроить на долгосрочное сотрудничество, помочь сплотить
коллектив, и проявиться индивидуальным особенностям личности.
Основной задачей первого направления
деятельности: получить цветочную продукцию к празднику 8 марта. Задача
сформулирована. Результат - заманчив. Получить цветы к празднику. Большинство
ребят проявляет интерес, некоторые скептически настроены – нечего не получится,
но не отказываются. Первый шаг сделан -
интерес возник.
Второй шаг. Как
добиться цветения? Долго обсуждаем, направляющая роль в дискуссии
отведена мастеру. Наметили план работ:
-изучить
технологию субстратной и бессубстратной выгонки гиацинтов. Составить
технологическую карту процессов;
-осуществить
подготовку посадочного материала;
-подготовить
субстрат для посадки и горшки.
Каждый обучающийся заложил по одной луковице,
используя разные технологии выгонки. Наблюдения за заложенным экспериментом
проводятся регулярно: фиксируется температура воздуха, регулируется
интенсивность освещения на разных этапах. Изменения показателей фиксируются в
дневнике наблюдений, именно эта деятельность не вызвала интереса. Но позже
ребята поймут ее значимость.
Истинно профессиональный интерес обнаружился при
появлении цветоносов. Гиацинты, заложенные субстратной технологии, раньше срока
набрали цвет. Как продлить цветение? Этот вопрос заставил анализировать все
этапы работы в поисках решения. Решение найдено, набравшие цвет гиацинты
перенесли в прохладное помещение, и цветы зацвели к празднику.
Полученные цветущие растения большинство ребят
подарили к празднику родным и близким. Подарок родным это доказательство, я –
взрослый и я могу приносить не только проблемы.
Третий шаг- анализ проделанной работы. В ходе
круглого стола обсуждаем результаты работы. Определяем сорта с наиболее
выраженными декоративными качествами. Ребята планируют наследующий год самостоятельно заложить
выгонку гиацинтов и нарциссов.
Однако бывают и
подводные камни в работе. Гиацинты зацвели вовремя, а нарциссы опоздали с
цветением на 7 дней. Анализируем записи в дневнике наблюдений. Коллективно
решили, нарушений в технологическом процессе не было, значит, закладку луковиц
на выгонку нужно сдвинуть на 7 дней.
Отрицательный результат в работе важен так как, благодаря ему формируется опыт, а это
нужная составляющая молодого специалиста.
В результате проделанной
работы я увидела, насколько расширился профессиональный словарный запас,
повысилась самооценка, появилось
стремление к дальнейшей работе.
Заключительный шаг –
экскурсия в тепличное хозяйство – заставила задуматься над новым проектом, но
это не цветы, а овощи. Возник вопрос, а можем в комнатных условиях мы получить урожай
огурцов?
Вторая и третья работы
проходили легко, с энтузиазмом. Ход работы аналогичный: цель – задачи -
методика эксперимента – учет показателей – оформление работы – выводы. Получили первые огурцы в начале апреля,
первые помидоры в июле. Реакция на урожай меня как мастера поразила, это не
восторг от появления первых плодов, а практический взгляд на проделанную
работу. Этого я и добивалась практичные рассуждения молодых специалистов,
перспективные планы на будущее.
Нужно отметить,
работая над проектом важно
уделять внимание экономической составляющей технологического
процесса. Совместно определяем и
составляем статьи затрат, определяем себестоимость продукции, прибыль. Задача
наставника наряду с мотивацией учебной
деятельности, ориентировать ребят на работу в малых предприятиях и
индивидуальную трудовую деятельность. Ориентирование на индивидуальную трудовую
деятельность важный аспект социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ.
Несомненно, кружковая работа играет важную роль
в формировании и развитии профессионального интереса, однако определяющая роль
в формировании профессиональных компетенции отведена организации
учебно-производственных занятий. См. таблица «Использование метода проектов на уроках производственного
обучения с детьми ОВЗ по профессии «Садовник».
При подготовке ребят к выполнению проекта,
используем систему технологических карт позволяющих поэтапно воссоздать процесс
выполнения работы, а также экскурсии с
целью приобретения практических приемов использования ассортимента растений,
для цветочного оформления клумб, ознакомления с элементами ландшафтного дизайна
г. Абакана. При выполнении проектов под
руководством наставника ребята обязательно приобретают навыки безопасной
работы: с садовыми инструментами – грабли, лопата, совки, секатор, садовые
ножницы; химически активными веществами – стимуляторы роста, удобрениями и
инсектициды. Приобретение трудового навыка работы с перечисленными средствами
способствует лучшей адаптации выпускника при трудоустройстве. Рассматривая изменение динамики качества
знаний в течение года отмечается , стабильный рост , что говорит формировании
профессиональных компетенций у
обучающихся.
В результате использования в работе с детьми ОВЗ проектной технологии
могу отметить положительное
корректирующее влияние на личность ребенка,
а именно развитие творческого мышления, воспитание
коммуникативных навыков, обучение взаимодействию в группе, работе в команде.
Работая над формированием перечисленных навыков, мы формируем общие
профессиональные компетенции, которыми
должен обладать молодой специалист - выпускник.
Нельзя не
отметить, проектная работа выполняется с удовольствием, вызывает
познавательный интерес, приносит радость, несомненно, несет здоровьесберегающий
эффект. А для детей с ОВЗ трудовая деятельность + психологический комфорт
лучшее лекарство.
Таким образом, метод проектов актуален и очень
эффективен в профессиональном обучении
детей с ОВЗ. Он воспитывает, целеустремленность, настойчивость,
положительное отношение к труду, что позволяет выпускнику успешно
адаптироваться в социуме и включиться в трудовую деятельность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий