Программа учебной дисциплины Цветоводство разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного
строительства, профессии 18103 Садовник
Организация
– разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий,
экономики и сервиса»
Разработчик: О.С.Качина, мастер
производственного обучения
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………………….. 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………. 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ………………………… 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОГРАММЫ………………. 14
1.1.
Область применения программы
Программа учебной
дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.19 «Мастер
садово-паркового и ландшафтного строительства», профессии 18103 Садовник в
части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Цветоводство
и соответствующих профессиональных компетенций :
ПК
1.1 Проводить семенное и вегетативное
размножение цветочно-декоративных культур
ПК
1.2 Выполнять пикировку всходов
ПК
1.3 Высаживать растения в грунт
ПК
1.4 Выполнять перевалку и пересадку
горшечных растений
ПК
1.5 Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом
Программа используется в профессиональной подготовке обучающихся с ОВЗ на базе коррекционного
образования при освоении профессии 18103 Садовник
с
учетом уровня квалификации, соответствующей:
«Цветовод» 1-2го квалификационного разряда
«Рабочий зеленого хозяйства» 1-2го квалификационного разряда
В соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 года
№273 профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программы,
адаптированной для обучения данной категории обучающихся.
1.2. Цели и задачи
дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С
целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- семенного и
вегетативного размножения цветочно-декоративных культур;
- пикировки всходов
цветочных культур;
- высадки растений в
грунт;
- выполнения перевалки и
пересадки горшечных растений;
- ухода за растениями,
размноженными рассадным и безрассадным способами.
уметь:
- использовать специальное
оборудование и инструменты;
- проводить предпосевную
обработку семян и вегетативное деление растений;
- подготавливать почву для
посева и посадки растений;
- выполнять посев семян и
посадку растений, ухаживать за всходами;
- определять готовность
всходов к пикировке, выполнять пикировку растений;
- высаживать рассаду
растений в открытый грунт, соблюдая
условия посадки;
- определять необходимость
в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку,
ухаживать за пересаженными растениями;
- проводить подкормки и
пинцировку растений, рыхление почвы;
- проводить обработку
против болезней и вредителей;
-
формировать
растения.
знать:
- специализированное
оборудование и инструменты;
- правила техники
безопасности и охраны труда;
- ассортимент
цветочно-декоративных и горшечных культур, их внутреннее и внешнее строение,
биологические свойства;
- способы обработки семян
перед посевом;
- способы вегетативного размножения
растений;
- химические средства
обработки семян и почвы;
- правила посева семян и
уход за всходами;
- ассортимент растений,
подлежащих пикировке, сроки проведения
пикировки и ее правила;
- виды подкормок, правила
проведения подкормки и пинцировки растений;
- сроки и условия высадки
растений в грунт, способы высадки рассады;
- потребности в пересадке
и перевалке горшечных культур, способы и сроки перевалки и пересадки;
- виды сорняков;
- сроки и потребности в
поливе и прополке растений, рыхление почвы;
- виды подкормок, способы
подкормки растений;
- виды болезней и
вредителей, способы борьбы с болезнями и вредителями растений;
- приемы обрезки,
подвязки, прищипки растений.
1.3. Рекомендуемое количество
часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 86 часов, в том числе:
теоретических
занятий - 30 часов, практических работ -56 часов
учебной
и производственной практики – 245 часов.
2. результаты освоения учебной
дисциплины
Результатом освоения учебной
дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение
работ по выращиванию цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование
результата обучения
|
ПК
1.1
|
Проводить
семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур.
|
ПК
1.2
|
Выполнять
пикировку всходов.
|
ПК
1.3
|
Высаживать
растения в грунт.
|
ПК
1.4
|
Выполнять
перевалку и пересадку горшечных растений.
|
ПК
1.5
|
Ухаживать
за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом.
|
ОК*
1
|
Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
|
ОК*
2
|
Организовать
собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определяемых руководителем.
|
ОК*
3
|
Анализировать
рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
|
ОК*
4
|
Осуществлять
поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач.
|
ОК
*5
|
Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК
*6
|
Работать
в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.
|
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЦВЕТОВОДСТВО
Коды профессиональных компетенций
|
Наименования разделов учебной дисциплины*
|
Всего часов
(макс.
учебная нагрузка и практики)
|
Объем времени, отведенный на освоение учебной
дисциплины
|
Практика
|
|||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося
|
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
|
Учебная,
часов
|
Производственная,
часов
(если
предусмотрена рассредоточенная практика)
|
||||
Всего,
часов
|
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
|
||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
ПК 1.1 – 1.5
|
Учебная дисциплина
Цветоводство
|
331
|
30
|
56
|
-
|
70
|
175
|
Производственная
практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
|
175
|
-
|
|||||
Всего:
|
30
|
56
|
-
|
70
|
175
|
||
3.2. СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЦВЕТОВОДСТВО
Наименование
разделов по учебной дисциплине
|
Содержание учебного материала, практические занятия
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Введение в цветоводство
|
Содержание
|
2
|
|
Тема
1.1. Развитие цветоводства
|
Цветоводство
как отрасль растениеводства. Значение цветочно-декоративных растений. Задачи
цветоводства, перспективы развития.
|
2
|
1
|
Раздел 2 Строение цветочно-декоративных растений
|
Содержание
|
4
|
|
Тема
2.1 Внешнее строение цветочно-декоративных растений
|
Определение
основных частей растения, строение и
выполняемые функции: корень, стебель, лист, цветок, плод.
|
||
Тема
2.2 Видоизменения стебля и корней.
|
Изучение
видоизменения корня: воздушные корни, корнеклубни, втягивающие корни, корни
присоски. Строение и выполняемые функции.
Изучение
видоизменения стебля: корневище, клубень, луковица, клубнелуковица. Строение
и выполняемые функции.
|
||
Практические работы
|
6
|
||
Описание
внешнего строения цветочно-декоративных растений
|
2
|
2
|
|
Определение
типов листовых пластинок у цветочно-декоративных растений
|
2
|
2
|
|
Определение
типов соцветий у цветочно-декоративных растений
|
2
|
2
|
|
Раздел 3. Размножение цветочно-декоративных
растений
|
Содержание
|
10
|
|
Тема
3.1. Семенное размножение цветочных
культур
|
Классификация
семян по размеру, форме. Глубина заделки семян. Способы предпосевной
обработки семян: стратификация, скарификация, дражирование, намачивание семян
в воде, протравливание семян. Подготовка почвы для посева семян. Способы
посева семян: вразброс, рядовой, гнездовой. Сроки посева семян
|
2
|
2
|
Тема
3.2Посев семян цветочно-декоративных культур в открытый грунт
|
Сроки,
технология проведения подзимних и зимних посевов. Агротехнические приемы
ухода за растениями, полученными путем подзимних и зимних посевов.
|
2
|
2
|
Тема
3.3. Пикировка, агротехнические приемы ухода за рассадой
|
Определение
готовности сеянцев к пикировке. Технология пикировки рассады. Уход за
пикированной рассадой.
|
2
|
1
|
Тема
3.4. Вегетативное размножение
цветочных культур: черенкование
|
Ассортимент
растений, размножающихся черенкованием. Виды черенков: листовые, стеблевые,
корневые. Технология вегетативного размножения листовым черенком, стеблевым
черенком. Правила срезки черенка. Уход за укорененными черенками.
|
2
|
2
|
Тема
3.5. Размножение делением корневища, клубня клубнелуковицами, луковицами
|
Ассортимент
растений, размножающихся делением корневища, клубня, клубнелуковицы, дочерними луковицами. Сроки, технология
вегетативного размножения делением корневища, клубня, клубнелуковицами,
луковицами.
|
2
|
2
|
Практические
занятия
|
18
|
||
Ознакомление
с семенами различных цветочно-декоративных культур.
|
2
|
2
|
|
Сбор
и хранение семян цветочно-декоративных культур
|
2
|
2
|
|
Освоение
способов предпосевной подготовки семян
|
2
|
2
|
|
Освоение
способов посева семян цветочно-декоративных культур на рассаду
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологий посева семян
цветочно-декоративных культур в открытый грунт
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологий пикировки рассады цветочно-декоративных культур
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологии черенкования цветочно-декоративных культур
|
2
|
2
|
|
Освоение технологии
вегетативного размножения деление куста, клубня, клубнелуковицы,
луковицы
|
2
|
2
|
|
Ознакомление
с технологией проведения прививок
|
2
|
1
|
|
Раздел 4.
Агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных
растений
|
Содержание
|
10
|
|
Тема
4.1. Посадка растений в открытый грунт
|
Сроки и условия высадки растений в открытый грунт.
Технология высадки растений в открытый грунт. Инструменты для посадки
растений в открытый грунт и ТБ
|
2
|
2
|
Тема
4.2. Уход за растениями : полив, рыхление, мульчирование, опрыскивание, подвязка,
прищипка, пасынкование
|
Потребность
растений в поливе и опрыскивании. Значение рыхления и мульчирования. Технология полива,
опрыскивания, рыхления, мульчирования. Приемы подвязки, прищипки, пасынкования растений. Ассортимент
растений нуждающихся в подвязке,
прищипке, пасынковании.
|
2
|
2
|
Тема
4.3. Пересадка и перевалка комнатных растений.
|
Определение
потребности в перевалке и пересадке
цветочных растений закрытого грунта. Технология пересадки и перевалки цветочных растений закрытого грунта. Агротехнические приемы
ухода за пересаженными растениями.
|
2
|
2
|
Тема
4.4. Минеральное питание растений
|
Виды
удобрений. Схемы подкормок для цветочно-декоративных культур открытого
грунта.
|
2
|
2
|
Тема
4.5.Защита растений от болезней и вредителей
|
Основные
возбудители болезней цветочно-декоративных культур открытого грунта.
Распространенные вредители цветочно-декоративных культур открытого грунта.
Признаки, меры борьбы.
|
||
Практические
занятия
|
8
|
||
Проведение
агротехнических приемов ухода за цветочными культурами зимнего сада
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологии высадки рассады в открытый грунт
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологии пересадки горшечных растений
|
2
|
2
|
|
Освоение
технологии перевалки горшечных растений
|
2
|
2
|
|
Изучение
вредителей и болезней цветочно-декоративных культур
|
2
|
2
|
|
Ознакомление
с препаратами для борьбы с болезнями и вредителями цветочно-декоративных
растений
|
2
|
2
|
|
Раздел 5.
Цветочно-декоративные растения открытого грунта
|
Содержание
|
4
|
|
Тема
4.1. Общая характеристика однолетних цветочно-декоративных растений
|
Классификация и характеристика групп однолетних цветочно-декоративных культур
используемых в озеленении. Технология получения рассадным способом.
|
2
|
2
|
Тема
4.2. Общая характеристика многолетних растений.
|
Определение
многолетников. Классификация и характеристика многолетников используемых в
озеленении.
|
2
|
2
|
Практические
занятия
|
20
|
||
Изучение
ассортимента красивоцветущих однолетних культур, используемых в озеленении
|
2
|
2
|
|
Изучение
ассортимента декоративно-лиственных однолетних культур, используемых в озеленении
|
2
|
2
|
|
Изучение
ассортимента вьющихся однолетних культур,
используемых в озеленении
|
2
|
2
|
|
Изучение
ассортимента сухоцветов и ковровых растений, используемых в озеленении
|
2
|
2
|
|
Изучение
ассортимента двулетних растений, используемых в озеленении
|
2
|
2
|
|
Изучение
ассортимента луковичных растений
|
2
|
2
|
|
Выявление
декоративных качеств многолетних растений, зимующих в открытом грунте
|
2
|
2
|
|
Выявление
декоративных качеств многолетних растений,
не зимующих в открытом грунте
|
2
|
2
|
|
Составление
календарного плана работ по уходу за многолетними растениями, зимующими в
открытом грунте
|
2
|
2
|
|
Составление
календарного плана работ по уходу за многолетними растениями, не зимующими в открытом грунте
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
86
|
||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов
специальных дисциплин, мастерских по
профессии 35.01.19 (250109.01) Мастер
садово-паркового и ландшафтного строительства.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
садовый инструмент (прививочный нож, секаторы,
садовые ножницы, триммер, лопаты, грабли, тяпки)
Технические средства обучения:
-
компьютер;
-
проектор;
Наглядные пособия обучения:
- коллекция комнатных растений;
- гербарии;
- таблицы;
- фотоматериалы;
- образцы семян цветочных культур;
- каталог комнатных растений;
- презентация луковичных растений;
-
презентация однолетних красивоцветущих растений;
- презентация однолетних декоративно-лиственных растений;
-
презентация многолетних растений, не зимующих в открытом грунте;
- презентация многолетних растений,
зимующих в открытом грунте;
- презентация мелколуковичных растений;
- презентация вьющихся растений;
- презентация весеннецветущих растений;
- видеофильм посев семян;
- видеофильм по пикировке растений;
- видеофильм размножение многолетних растений.
Дидактический материал обучения:
-
коллекции карточек луковичных растений;
-
карточки однолетних растений;
-
карточки однолетних красивоцветущих растений;
-
карточки однолетних декоративно-лиственных растений;
-
коллекции карточек многолетних растений, не зимующих в открытом грунте;
-
коллекции карточек многолетних растений, зимующих в открытом грунте;
-
коллекция семян однолетних культур;
-
коллекции карточек мелколуковичных растений;
-
коллекции карточек клубнелуковичных растений;
-
пазлы однолетних растений;
-
кроссворд сухоцветы;
-
кроссворд однолетники;
-
кроссворд многолетники;
-
кроссворд вьющиеся растения;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную
практику.
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.
Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения
открытого грунта: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования.- М.: Издат. Центр
«Академия», 2010.
2.
Соколова Т.А., Бочкова И.Ю Декоративное
растениеводство: Цветоводство: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
Дополнительные источники:
1.
Д-р Д.Г. Хессайон Все о комнатных растениях.- М.:
Издат. «Кладезь-Букс», 2011.
2.
Агафонов Н.В, Мамонов Е.В. Декоративное садоводство.
– М.: Колос, 2010.
3.
Клименко З.К. Розы. –М.:ЗАО «Фитон+», 2008.
4.
Миниатюрные комнатные растения. – СПб: ООО «СЗКЭО»
Кристалл», 2012.
5.
Д-р Д.Г. Хессайон. Все о болезнях и вредителях
растений.- М.: Издат. «Кладезь-Букс», 2012.
6.
Семенова Г.Ю. Технология. Выращивание культурных
растений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
7.
Миксбордеры. Дизайн и посадка. - М.: Издат.
«Кладезь-Букс», 2008.
8.
Журнал «Мои любимые цветы». – М., 2010-2013.
9.
Журнал «Вальс цветов». – М., 2010-2012.
10.
Журнал «Любимые цветы». – М., 2011-2013.
11.
Журнал «Мой прекрасный сад». – М., 2010-2014.
12.
Журнал «Цветники».- М., 2010-2014.
13.
Журнал Цветоводство». – М., 2010-2014.
Интернет источники:
4.3. Общие требования к
организации образовательного процесса
Проведение занятий осуществляется в учебном кабинете специальных
дисциплин, мастерских по профессии 35.01.19 (250109.01) Мастер садово-паркового и ландшафтного
строительства.
Освоению данного профессионального
модуля способствует изучение учебных дисциплин:
- ОП. 03 Охрана труда;
- ОП. 04 Ботаника;
- ОП. 05. Основы агрономии
4.4. Кадровое
обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических)
кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): педагоги
первой квалификационной категории.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой: мастера производственного обучения первой квалификационной
категории.
5. Контроль и оценка
результатов освоения Учебной дисциплины Цветоводство
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ПК 1.1
Проводить семенное и
вегетативное размножение цветочно-декоративных культур
|
- подготовка рабочего
места;
- выбор
специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- семенное размножение
растений;
- вегетативное
размножение растений;
- соблюдение требований
ТБ;
- контроль качества
выполняемой работы
|
Практическое задание ПЗ 1.1, выполняется на зачетном занятии производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и
закрытом грунте, в производственной
мастерской, время 60 мин
|
ПК 1.2 Выполнять пикировку всходов
|
- подготовка рабочего
места;
- выбор
специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- пикировка всходов;
- соблюдение требований
ТБ;
- контроль качества
выполняемой работы
|
Практическое задание ПЗ 1.2, выполняется на
зачетном занятии производственной
практики по ПМ 01 Выращивание
цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60
мин
|
ПК 1.3 Высаживать
растения в грунт
|
- подготовка рабочего
места;
- выбор
специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
-высадка растений в
грунт;
-соблюдение требований
ТБ;
- контроль качества
выполняемой работы
|
Практическое задание ПЗ 1.3, выполняется на зачетном занятии производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и
закрытом грунте, в производственной
мастерской, время 60 мин
|
ПК 1.4 Выполнять
перевалку и пересадку горшечных растений
|
- подготовка рабочего
места;
- выбор
специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- выполнение
агротехнической операции перевалка;
- выполнение
агротехнической операции пересадка;
- контроль качества
выполняемых работ;
- соблюдение требований
ТБ
|
Практическое задание ПЗ 1.4, выполняется на зачетном занятии производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и
закрытом грунте, в производственной
мастерской, время 60 мин
|
ПК 1.5 Ухаживать за
растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом.
|
- подготовка рабочего
места;
- выбор
специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- уход за растениями,
размноженными рассадным и
безрассадным способами;
- контроль качества
выполняемых работ;
- соблюдение требований
ТБ
|
Практическое задание ПЗ 1.5, выполняется на
выполняется на зачетном занятии
производственной практики по ПМ 01 Выращивание
цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60
мин
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
|
- проявление интереса к будущей профессии в процессе учебной
деятельности и производственной
практики
|
Оценка результата тестового задания полученного
на дифференцированном зачете (тест: 12 вопросов, 2 варианта)
Экспертная оценка
выполнения практической работы
Оценка в результате наблюдения за действиями
обучающегося во время производственной практики
|
ОК 2.
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определяемых руководителем
|
- постановка цели,
планирование собственной деятельности;
- выбор и применение
методов и способов решения профессиональных задач
|
|
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы
|
- анализ рабочей ситуации, сопоставление альтернатив их решения;
- оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях при осуществлении собственной деятельности
|
|
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
|
-
обработка и структурирование информации;
-
нахождение и использование источников информации
|
|
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
- нахождение,
обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств
информационно – коммуникационных технологий
|
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством и клиентами
|
- терпимость к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи участникам команды;
- нахождение продуктивных способов
реагирования в конфликтных ситуациях;
- выполнение
обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности
|
Программа составлена на основе рекомендаций психолога данный на основе диагностик обучающихся
ОтветитьУдалить