Программа учебной дисциплины Цветоводство профессия 18103 Садовник





Программа учебной дисциплины Цветоводство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 35.01.19  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, профессии 18103 Садовник  

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»




Разработчик: О.С.Качина, мастер производственного обучения   


 СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                       Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………..                 4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………………….            6  

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………      7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………12                                                                                                                       

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ……………….  14




1.1.                   Область применения  программы
Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.19  «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», профессии 18103 Садовник в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Цветоводство и соответствующих профессиональных компетенций :
ПК 1.1  Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур
ПК 1.2  Выполнять пикировку всходов
ПК 1.3  Высаживать растения в грунт
ПК 1.4  Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений
ПК 1.5 Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом
Программа используется в профессиональной подготовке  обучающихся с ОВЗ на базе коррекционного образования при освоении профессии 18103 Садовник  с учетом уровня квалификации, соответствующей:
 «Цветовод» 1-2го  квалификационного разряда
 «Рабочий зеленого хозяйства» 1-2го  квалификационного разряда
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 года №273 профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программы, адаптированной для обучения данной категории обучающихся.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-       семенного и вегетативного размножения цветочно-декоративных культур;           
-       пикировки всходов цветочных культур;
-       высадки растений в грунт;
-       выполнения перевалки и пересадки горшечных растений;
-       ухода за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способами.
уметь:
-       использовать специальное оборудование и инструменты; 
-       проводить предпосевную обработку семян и вегетативное деление растений;
-       подготавливать почву для посева и посадки растений;
-       выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всходами;
-       определять готовность всходов к пикировке, выполнять пикировку растений;
-       высаживать рассаду растений в открытый грунт, соблюдая  условия посадки;
-       определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пересаженными растениями;
-       проводить подкормки и пинцировку растений, рыхление почвы;
-       проводить обработку против болезней и вредителей;
-       формировать растения.
знать:
-       специализированное оборудование и инструменты;
-       правила техники безопасности и охраны труда;
-       ассортимент цветочно-декоративных и горшечных культур, их внутреннее и внешнее строение, биологические свойства;
-       способы обработки семян перед посевом;
-       способы вегетативного размножения растений;
-       химические средства обработки семян и почвы;
-       правила посева семян и уход за всходами;
-       ассортимент растений, подлежащих пикировке,  сроки проведения пикировки и ее правила;
-       виды подкормок, правила проведения подкормки и пинцировки растений;
-       сроки и условия высадки растений в грунт, способы высадки рассады;
-       потребности в пересадке и перевалке горшечных культур, способы и сроки перевалки и пересадки;
-       виды сорняков;
-       сроки и потребности в поливе и прополке растений, рыхление почвы;
-       виды подкормок, способы подкормки растений;
-       виды болезней и вредителей, способы борьбы с болезнями и вредителями растений;
-       приемы обрезки, подвязки, прищипки растений.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего  –  86  часов, в том числе:
теоретических занятий -  30 часов,  практических работ -56 часов
учебной и производственной практики  – 245  часов.


2. результаты освоения учебной дисциплины  


               Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение работ по выращиванию цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур.
ПК 1.2
Выполнять пикировку всходов.
ПК 1.3
Высаживать растения в грунт.
ПК 1.4
Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений.
ПК 1.5
Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом.
ОК* 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК* 2
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определяемых руководителем.
ОК* 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК* 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК *5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК *6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

  

             3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦВЕТОВОДСТВО

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов учебной дисциплины*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 1.1 – 1.5

Учебная дисциплина Цветоводство
331
30
56
-
70
175
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
175

-

Всего:

30
56
-
70
175



3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ  ПО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЦВЕТОВОДСТВО
               
Наименование разделов по учебной дисциплине
Содержание учебного материала,  практические занятия
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в цветоводство
Содержание
2

Тема 1.1. Развитие цветоводства
Цветоводство как отрасль растениеводства. Значение цветочно-декоративных растений. Задачи цветоводства, перспективы развития.
2
1
Раздел 2 Строение цветочно-декоративных растений
Содержание
4

Тема 2.1 Внешнее строение цветочно-декоративных растений
Определение основных частей растения,  строение и выполняемые функции: корень, стебель, лист, цветок, плод.


Тема 2.2 Видоизменения стебля  и корней.
Изучение видоизменения корня: воздушные корни, корнеклубни, втягивающие корни, корни присоски. Строение и выполняемые функции.
Изучение видоизменения стебля: корневище, клубень, луковица, клубнелуковица. Строение и выполняемые функции.


Практические работы
6

Описание внешнего строения цветочно-декоративных растений
2
2
Определение типов листовых пластинок у цветочно-декоративных растений
2
2
Определение типов соцветий у цветочно-декоративных растений
2
2
Раздел 3. Размножение цветочно-декоративных растений
Содержание
10

Тема 3.1. Семенное  размножение цветочных культур
Классификация семян по размеру, форме. Глубина заделки семян. Способы предпосевной обработки семян: стратификация, скарификация, дражирование, намачивание семян в воде, протравливание семян. Подготовка почвы для посева семян. Способы посева семян: вразброс, рядовой, гнездовой. Сроки посева семян
2
2
Тема 3.2Посев семян цветочно-декоративных культур в открытый грунт
Сроки, технология проведения подзимних и зимних посевов. Агротехнические приемы ухода за растениями, полученными путем подзимних и зимних посевов.
2
2
Тема 3.3. Пикировка, агротехнические приемы ухода за рассадой
Определение готовности сеянцев к пикировке. Технология пикировки рассады. Уход за пикированной рассадой.
2
1
Тема 3.4. Вегетативное  размножение цветочных культур: черенкование
Ассортимент растений, размножающихся черенкованием. Виды черенков: листовые, стеблевые, корневые. Технология вегетативного размножения листовым черенком, стеблевым черенком. Правила срезки черенка. Уход за укорененными черенками.
2
2
Тема 3.5. Размножение делением корневища, клубня клубнелуковицами, луковицами
Ассортимент растений, размножающихся делением корневища, клубня, клубнелуковицы, дочерними луковицами. Сроки, технология вегетативного размножения делением корневища, клубня, клубнелуковицами, луковицами.
2
2


Практические занятия
18

Ознакомление с семенами различных цветочно-декоративных культур.
2
2
Сбор и хранение семян цветочно-декоративных культур
2
2
Освоение способов предпосевной подготовки семян
2
2
Освоение способов посева семян цветочно-декоративных культур на рассаду
2
2
Освоение технологий посева семян  цветочно-декоративных культур в открытый грунт 
2
2
Освоение технологий пикировки рассады цветочно-декоративных культур
2
2
Освоение технологии черенкования цветочно-декоративных культур
2
2
Освоение  технологии  вегетативного размножения деление куста, клубня, клубнелуковицы, луковицы
2
2
Ознакомление с технологией проведения прививок
2
1
Раздел 4.   Агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных растений
Содержание
10

Тема 4.1. Посадка растений в открытый грунт
Сроки и условия высадки растений в открытый грунт. Технология высадки растений в открытый грунт. Инструменты для посадки растений в открытый грунт и ТБ
2
2
Тема 4.2. Уход за растениями : полив, рыхление, мульчирование, опрыскивание, подвязка, прищипка, пасынкование
 Потребность растений в поливе и опрыскивании. Значение рыхления и мульчирования. Технология полива, опрыскивания, рыхления, мульчирования. Приемы подвязки, прищипки, пасынкования растений. Ассортимент растений  нуждающихся в подвязке, прищипке, пасынковании.
2
2
Тема 4.3. Пересадка и перевалка комнатных растений.
Определение потребности в  перевалке и пересадке цветочных растений закрытого грунта. Технология пересадки и перевалки  цветочных растений  закрытого грунта. Агротехнические приемы ухода за пересаженными растениями.
2
2
Тема 4.4. Минеральное питание растений
Виды удобрений. Схемы подкормок для цветочно-декоративных культур открытого грунта.
2
2
Тема 4.5.Защита растений от болезней и вредителей
Основные возбудители болезней цветочно-декоративных культур открытого грунта. Распространенные вредители цветочно-декоративных культур открытого грунта. Признаки, меры борьбы.



Практические занятия
8

Проведение агротехнических приемов ухода за цветочными культурами зимнего сада
2
2
Освоение технологии высадки рассады в открытый грунт
2
2
Освоение технологии пересадки горшечных растений
2
2
Освоение технологии перевалки горшечных растений
2
2
Изучение вредителей и болезней цветочно-декоративных культур
2
2
Ознакомление с препаратами для борьбы с болезнями и вредителями цветочно-декоративных растений
2
2
Раздел 5.  Цветочно-декоративные растения открытого грунта
Содержание
4

Тема 4.1. Общая характеристика однолетних цветочно-декоративных растений
 Классификация и характеристика групп  однолетних цветочно-декоративных культур используемых в озеленении. Технология получения рассадным способом.
2
2
Тема 4.2. Общая характеристика многолетних растений.
Определение многолетников. Классификация и характеристика многолетников используемых в озеленении.
2
2

Практические занятия
20

Изучение ассортимента красивоцветущих однолетних культур, используемых в озеленении
2
2
Изучение ассортимента декоративно-лиственных однолетних культур,  используемых в озеленении
2
2
Изучение ассортимента вьющихся однолетних культур,  используемых в озеленении
2
2
Изучение ассортимента сухоцветов и ковровых растений, используемых в озеленении
2
2
Изучение ассортимента двулетних растений, используемых в озеленении
2
2
Изучение ассортимента луковичных растений
2
2
Выявление декоративных качеств многолетних растений, зимующих в открытом грунте
2
2
Выявление декоративных качеств многолетних растений,  не зимующих в открытом грунте
2
2
Составление календарного плана работ по уходу за многолетними растениями, зимующими в открытом грунте
2
2

Составление календарного плана работ по уходу за многолетними растениями,  не зимующими в открытом грунте
2
2
Итого:
86

  

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов специальных дисциплин,  мастерских по профессии 35.01.19 (250109.01) Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-              посадочные места по количеству обучающихся;
-              рабочее место преподавателя;
-              садовый инструмент (прививочный нож, секаторы, садовые ножницы, триммер, лопаты, грабли, тяпки)

Технические средства обучения:
-              компьютер;
-              проектор;
Наглядные пособия обучения:
-     коллекция комнатных растений;
-     гербарии;
-     таблицы;
-     фотоматериалы;
-     образцы семян цветочных культур;
-     каталог комнатных растений;
-     презентация луковичных растений;
-            презентация однолетних красивоцветущих растений;
-     презентация однолетних декоративно-лиственных растений;
-            презентация многолетних  растений, не зимующих в открытом грунте;
-     презентация многолетних  растений, зимующих в открытом грунте;
-     презентация мелколуковичных растений;
-     презентация вьющихся растений;
-     презентация весеннецветущих растений;
-     видеофильм посев семян;
-     видеофильм по пикировке растений;
-     видеофильм размножение многолетних растений.

Дидактический материал обучения:
-              коллекции карточек луковичных  растений;
-              карточки однолетних растений;
-              карточки однолетних красивоцветущих растений;
-              карточки однолетних декоративно-лиственных растений;
-              коллекции карточек многолетних  растений, не зимующих в открытом грунте;
-              коллекции карточек многолетних  растений, зимующих в открытом грунте;
-       коллекция  семян однолетних культур;
-              коллекции карточек мелколуковичных  растений;
-              коллекции карточек клубнелуковичных  растений;
-              пазлы однолетних растений;
-       кроссворд сухоцветы;
-       кроссворд однолетники;
-       кроссворд многолетники;
-       кроссворд вьющиеся растения;
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:
1.             Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования.- М.: Издат. Центр «Академия», 2010.
2.             Соколова Т.А., Бочкова И.Ю Декоративное растениеводство: Цветоводство: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительные источники:
1.             Д-р Д.Г. Хессайон Все о комнатных растениях.- М.: Издат. «Кладезь-Букс», 2011.
2.             Агафонов Н.В, Мамонов Е.В. Декоративное садоводство. – М.: Колос, 2010.
3.             Клименко З.К. Розы. –М.:ЗАО «Фитон+», 2008.
4.             Миниатюрные комнатные растения. – СПб: ООО «СЗКЭО» Кристалл», 2012.
5.             Д-р Д.Г. Хессайон. Все о болезнях и вредителях растений.- М.: Издат. «Кладезь-Букс», 2012.
6.             Семенова Г.Ю. Технология. Выращивание культурных растений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
7.             Миксбордеры. Дизайн и посадка. - М.: Издат. «Кладезь-Букс», 2008.
8.             Журнал «Мои любимые цветы». – М., 2010-2013.
9.             Журнал «Вальс цветов». – М., 2010-2012.
10.         Журнал «Любимые цветы». – М., 2011-2013.
11.         Журнал «Мой прекрасный сад». – М., 2010-2014.
12.         Журнал «Цветники».- М., 2010-2014.
13.         Журнал Цветоводство». – М., 2010-2014.
Интернет источники:
            1. http://revolution.allbest.ru/biology/00001823_0.html дата посещения 15.05.2014
2. http://www.forestdoctor.ru/ZVB/index1.htm#18 дата посещения 15.05.2014
3.http://www.greeninfo.ru/indoor_plants/flowering_plants.html дата посещения 16.05.2014

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Проведение занятий осуществляется в учебном кабинете специальных дисциплин,  мастерских по профессии 35.01.19 (250109.01)  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
Освоению  данного профессионального модуля способствует изучение учебных дисциплин:
-       ОП. 03 Охрана труда;
-       ОП. 04 Ботаника;
-       ОП. 05. Основы агрономии

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): педагоги первой квалификационной категории.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения первой квалификационной категории.

         5. Контроль и оценка результатов освоения Учебной дисциплины Цветоводство

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1
Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур
- подготовка рабочего места;
- выбор специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- семенное размножение растений;
- вегетативное размножение растений;
- соблюдение требований ТБ;
- контроль качества выполняемой работы
Практическое задание ПЗ 1.1,  выполняется на зачетном занятии  производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60 мин
ПК 1.2 Выполнять  пикировку всходов



- подготовка рабочего места;
- выбор специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- пикировка всходов;
- соблюдение требований ТБ;
- контроль качества выполняемой работы
Практическое задание ПЗ 1.2, выполняется на зачетном занятии  производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60 мин
ПК 1.3 Высаживать растения в грунт
- подготовка рабочего места;
- выбор специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
-высадка растений в грунт;
-соблюдение требований ТБ;
- контроль качества выполняемой работы
Практическое задание ПЗ 1.3,  выполняется на зачетном занятии  производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60 мин
ПК 1.4 Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений


- подготовка рабочего места;
- выбор специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- выполнение агротехнической операции перевалка;
- выполнение агротехнической операции пересадка;
- контроль  качества
выполняемых работ;
- соблюдение требований ТБ
Практическое задание ПЗ 1.4,  выполняется на зачетном занятии  производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60 мин
ПК 1.5 Ухаживать за растениями, размноженными рассадным и безрассадным способом.
- подготовка рабочего места;
- выбор специализированного оборудования в зависимости от вида деятельности;
- уход за растениями, размноженными рассадным и
безрассадным способами;
- контроль  качества
выполняемых работ;
- соблюдение требований ТБ
Практическое задание ПЗ 1.5, выполняется на выполняется на зачетном занятии  производственной практики по ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и закрытом грунте, в производственной мастерской, время 60 мин

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- проявление интереса к будущей профессии в процессе учебной деятельности  и производственной практики
Оценка результата тестового задания полученного на дифференцированном зачете (тест: 12 вопросов, 2 варианта)


Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка в результате наблюдения за действиями обучающегося во время производственной практики


ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определяемых руководителем

- постановка цели, планирование собственной деятельности;
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- анализ рабочей ситуации, сопоставление альтернатив их решения;
- оценивание рисков и принятие решений в   нестандартных ситуациях  при осуществлении собственной деятельности
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- обработка и структурирование информации;
- нахождение и использование источников информации
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно – коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами
- терпимость к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи участникам команды;
- нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях;
- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности






1 комментарий:

  1. Программа составлена на основе рекомендаций психолога данный на основе диагностик обучающихся

    ОтветитьУдалить