Социальный проект профессионального самоопределения «Открытое сердце»



Разработчик проекта:  мастер производственного обучения О.С.Качина
ГБПОУ  РХ ХКПТЭС



Содержание проекта

Наименование раздела
стр.
1
Тема проекта
3
2
Цель проекта
3
3
Задачи проекта
3
4
Актуальность проекта
3
5
Планируемый   результат
4
6
Этапы работы  над проектом
5
7
План реализации проекта
8
8
Смета проекта
9
9
Анализ результатов работы
10
10
Перспективы  развития проекта
11
11
Литература
11


Социальный проект профессионального самоопределения «Открытое сердце»
Тип проекта: краткосрочный, групповой
Тип проекта по характеру деятельности: практико - ориентированный
Период реализации проекта: 2013-2014 учебный год
Тема проекта: «Открытое сердце»
Идея проекта: Привлечение к работе в рамках проектной деятельности по озеленению и благоустройству г.Абакана студентов с ограниченными возможностями здоровья.
 Цель проекта: Разработка и реализация проекта цветочного оформления фасадной части «Центра живой природы» г.Абакана
Задачи:
1. Создать  производственную бригаду из творческих и неравнодушных студентов и преподавателей колледжа.
2. Разработать проект цветочного оформления фасадной части.
3. Составить сметную документацию на посадочный материал  цветочно-декоративных культур.
3. Вырастить посадочный материал.
4. Произвести цветочное оформление клумбы «Центра живой природы» согласно проекту.
Актуальность:
           
Работая  с группой первокурсников «Мастеров садово - паркового и ландшафтного строительства», решили  посетить с экскурсией «Центр живой природы». И были удивлены, что буквально в квартале от нашего учебного заведения расположен один из старейших культурных центров города. Абаканский зоологический парк основан 1972 году, то есть ему более   40 лет. Его начало было положено организацией живого уголка, представителями которого были шесть волнистых попугайчиков, белая полярная сова и аквариумные рубки. В результате кропотливого труда истинных профессионалов своего дела зоологический парк превратился в Центр живой природы. Сейчас в экспозиции насчитывается 150 видов животных многие, из которых занесены в Международную Красную книгу, Красную книгу РФ, Красную книгу  республики Хакасия.
            На сегодняшний день, площадь территории составляет 5 га. Ландшафт зоопарка выполнен в регулярном стиле, представлен традиционными  аллеями из  ели  и лиственниц, сохранившимися с момента создания зоопарка. Невысокие живые изгороди из ильма разделяют территорию парка на отдельные участки, вдоль которых проложены тротуарные дорожки. Природная растительность зоопарка небогатая, но  практически отсутствуют элементы цветочного оформления.
              Преклоняясь пред трудом работников зоопарка, конечно, хотелось, чтобы  территория «Центра живой природы являлась»  являлась местом отдыха горожан.  Поэтому, одной  из самых актуальных предпосылок   создания проекта  « Открытое сердце» являлось участие в  благоустройстве территории и  создание эффектного  цветочного оформления, вписывающегося в общий ландшафтный дизайн и привлекающий внимание посетителей центра, где они могут познавательно провести время  и сделать памятные фотографии о посещении.
            А мы как будущие мастерам садово-паркового и ландшафтного строительства, решили начать работу по озеленению и благоустройству зоопарка с реконструкции фасадной части. Двигатель нашего проекта - это организация   производственной бригады творческих и просто неравнодушных студентов, преподавателей колледжа.  В бригаду вошли не только студенты мастера садово-паркового и ландшафтного строительства,  но ребята  с ограниченными возможностями здоровья, обучающееся по профессии «Садовник». Девиз нашей бригады: «Хочешь изменить мир – оглянись вокруг……..»
Планируемый  результат:
1. Реализация   проекта  цветочного оформления фасадной части «Центра живой природы» г.Абакана.
2. Социальная адаптация и трудовое самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
3.  Повышение конкурентоспособности выпускников  колледжа на рынке труда.
4.  Вовлечение представителей организации заказчика в процесс работы над  проектом.
5. Формирование профессиональных и общих компетенций  будущих молодых специалистов через работу в производственной бригаде:
            ПК1.1 Проводить семенное размножение цветочно – декоративных культур.
            ПК1.2 Выполнять пикировку всходов.
            ПК.1.3 Высаживать растения в грунт.
            ПК.1.5 Ухаживать за растение размноженным рассадным способом.
            ПК.3.1 Создавать и оформлять цветники различных типов.
            ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
            ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
            ОК.4 Осуществлять поиск информации необходимой для выполнения профессиональных задач.
            ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентам.
Этапы работы над  проектом:
1. Подготовительный этап.  Организация  производственной бригады «Открытое сердце» из студентов и преподавателей колледжа, интересы   «Центра живой природы» представляла методист Е.Н.Межова. Работа производственной  имела свою специфику, в разделении профессиональных обязанностей, так как в ее деятельность были включены студенты с ОВЗ. Состав производственной бригад вошли 14 человек: мастер производственного обучения, преподаватель спец.дисциплин, 5 студентов «Мастеров садово-пакового и ландшафтного строительства» и 7 ребят получающих профессию «Садовник».
Студенты ландшафтники в большей мере работали над созданием эскиза цветника и составлением сметной документации, а ребята получающие профессию «Садовники» взяли на себя большую ответственность - вырастили цветочную рассаду для клумб.  Разногласий в работе коллектива не было, так как каждый  осознавал важность своей работы в воплощении проекта в жизнь
2. Проектировочный этап.  Студенты мастера ландшафники провели анализ территории объекта озеленения:  расположение клумб  согласно  сторон  света, проанализировали почвенный состав, произвели замеры будущего цветника, наметили план агротехнических  мероприятий необходимых для создания клумбы. На основании проведенной работы составлен и утвержден и план реализации проекта. На следующем этапе работы в результате совместной творческой деятельности каждого члена бригады созданы  рабочие варианты эскизов цветника. 
 В результате длительного обсуждения на заседании творческого совета, куда был приглашен представитель «Центра живой природы»  утвержден  дизайн - проект клумбы. Далее работа не останавливалась, молодые специалисты осуществляли подбор растений, для клумбы соблюдая закон цветовых отношений фокусные - фоновые - обрамляющие,  правило вертикальной зональности, выбирали растения с продолжительным сроком вегетации, устойчивые к городским условиям. 
Ребята составили и представили смету на посадочный материал в двух вариантах:   с расчетом приобретения рассады  и закупом  семян  и самостоятельным выращиванием посадочного материала. Подвили итог,  если проект реализуется через   покупку рассады, то затраты  составят  33 950 рублей, а если  приобретем, семена   потратим- 3 465 рублей.  На основании данных расчетов определили  экономическую эффективность  самостоятельного выращивания рассады-  30485 рублей. Администрация центра «Живой природы» дала согласие на приобретение семян для оформления фасадной клумбы.

Анализ проектировочной деятельности
Направление деятельности
Результат деятельности
1.Анализ территории объекта озеленения
Общая площадь озеленения 118м2: клумба- 100м2. и две  полоски газона- 1* 9,5 м2       Цветник расположен в юго-восточной части, поэтому  света для роста светолюбивых растений достаточно. Почва суглинистая по механическому составу - требует внесения органических удобрений
2.Создание рабочих эскизов

Соответствие эскизов  критериям заказчика:
- соответствие тематики направлению деятельности парка  - колористическое решение цветочной композиции
- обеспечение декоративности цветочной композиции в течение всего вегетационного периода (июль-сентябрь)
- удобство в обслуживании
3.Утверждение и презентация  дизайн- проекта «Парящая бабочка над зеленым лугом» к «Дню Защиты животных»

Узор клумбы в виде бабочки создан  растениями:
- тело бабочки  бархатцы желтого цвета сорта «Дикавери»
- крылья – сальвия красного цвета сорта «Аморе»
-голубые глазки на крыльях бабочки - агератум мексиканский
- для усиков используем декоративно-лиственный колеус   с красным  оттенком листьев сорта  «Файрвей»
 в качестве неба для парящей бабочки использовали   цинерарию сорта  «Серебряная россыпь»
 -подчеркнули форму клумбы  бордюром из алиссума розового цвета сорта  «Эстер Бонет Дип Роуз»
 - зеленная лужайка – это узкие   полоски газона, периметр которых украсили   бордюром из  алиссума и виолы
4.Утверждение сметы на проект
 Утверждена  смета на приобретение семян  с последующим  самостоятельным выращиванием посадочного материала



Анализ цветового решения дизайн - проекта « Парящая бабочка  над зеленым лугом»

Название растения
Использование в композиции
Окраска цветка
Высота,см
Срок цветения
Бархатцы сорт «Дикавери»
фокусное
желтая
30
с июля по октябрь
Сальвия сорт «Аморе»
фокусное
красная
30
с июля по октябрь
Агератум мексиканский
фокусное
голубой
30
с июля по октябрь
Колеус
«Файрвей»
фокусное
красный
30
с июля по октябрь
Цинерария сорта  «Серебряная россыпь»
фоновое
серебро
20
с июля по октябрь
 Алиссум цвета сорта  «Эстер Бонет Дип Роуз»
обрамляющее
белый
15
с июля по октябрь
Виола «Джокер» голубой
обрамляющее
голубой
15
с июля по октябрь

           
3. Практический этап.  В осенний период произвели заготовку земли для выращивания рассады и закупили семена цветочно-декоративных культур для реализации проекта согласно утвержденной смете. С марта месяца ребята «Садовники» посеяли семена и производили уход за рассадой. С начала июня коллективно трудились  на объекте,  готовили клумбы к
высадке цветочной рассады: выровняли поверхность клумбы, перекапали землю, нанесли узор на клумбу согласно дизайн проекту.  А  4 июня  высадили рассаду на клумбу, представили календарный план по уходу за цветником.
4. Заключительный этап. Произвели оценку цветочного оформления фасада « Центра живой природы». Обсудили   и   спланировали  перспективы дальнейшей работы по благоустройству « Центра живой природы».

Рабочий план реализации проекта
Этап работы
Планируемые результаты
Срок
1.Подготовительный этап
-создание производственной бригады «Открытое сердце»
сентябрь
2.Проектировочный этап
 -утверждение эскиза клумбы
-составление и утверждение сметы на посадочный материал
-презентация проекта ко «Дню защиты животных»
октябрь
3.Практический этап
-заготовка почвы
-посев семян на рассаду
-подготовка клумбы к высадке рассады
-высадка рассады на клумбу
-составление календарного плану по уходу за цветником
октябрь
март
июнь
4.Заключительный этап
-оценка проделанной работы
-определение перспектив дальнейшего сотрудничества
сентябрь



Смета на посадочный материал  для оформления клумб

название
растения
площадь занимаемая сортом
количество  на1кв.м
количество,
шт
цена, руб
количество
упаковок,
шт
цена за упаковку,
руб
затраты на сорт
Бархатцы
«Дискавери»
7,5
16
120/25
3000
15
15
225
Сальвия
«Аморе»
26
25
650/25
16250
65
15
975
Агератум
Мексиканский
4
25
100/12
1200
12
15
180
Цинерария
«Серебряная
россыпь»
35
25
875/10
8750
85
15
1275
Алиссум
«Эстер Бонет Дип Роуз»
40
400
40/10
400
40
8
320
Колеус
«Файрвей»
200
16
14/15
210
2
15
30
Бордюр
Алиссум
«Эстер Бонет Дип Роуз
23
10
230/10
2300
23
10
230
Виола
«Джокер» голубой
23
10
230/8
1840
23
10
230
Итого



33950


3465



Анализ результатов  работы:
1. Создана производственная бригада, благодаря деятельности которой реализовали поставленные задачи.
2. Разработан и реализован  дизайн проект цветочного оформления фасадной части «Центра живой природы», «Парящая  бабочка над зеленым лугом».  Общая площадь озеленения 118 м2.  Проект цветочного оформления соответствует направлению деятельности парка. Узор клумбы в виде бабочки создан из фокусных растений - бархатцы сорта «Дикавери», сальвии «Аморе», агератума мексиканского. Узор хорошо просматривается благодаря подбору фона  из цинерарии сорта  «Серебрянная росыпь»,  обрамляет  периметр клумбы бордюр из алиссума сорта  «Эстер Бонет Дип Роуз». С двух сторон клумбы располагается газон узкой полоской  по 9,5м 2. Его поверхность оформили,  пустив бордюр из алиссума и виолы. Созданная цветочная композиция гармонично вписывается в ландшафт «Центра живой природы» и привлекает внимание посетителей, которые с удовольствием  делают памятные фотографии о посещении.
3. Составлена смета на посадочный материал в двух вариантах:   с расчетом приобретения рассады  и закупом  семян  с последующим  самостоятельным выращиванием посадочного материала. Проанализировали затраты,   реализация проекта  через   покупку рассады   составит  33 950 рублей, а   приобретая  семена   потратим- 3 465 рублей. Проект реализован с минимальными затратами на семенной материал.  Экономия  средств составила - 30485 рублей.
4. Работа над проектом позволила студентам как   будущим специалистам  приобрести опыт производственных отношений в коллективе, способность оценивать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы   и работы всей бригады в целом, построения и ведения  деловых отношений  с заказчиком.  Не менее важен  полученный     в работе практический опыт -  выращивания и ухода за цветочной  рассадой,   проектирования и оформления цветников. Особенно ценны результаты взаимодействия ребят с ограниченными возможностями здоровья полученное самоутверждение в коллективе и уверенность в будущей трудовой деятельности.



Перспективы  развития проекта:
Проект не является статичным, он постоянно видоизменяется в зависимости от условий, адаптируясь к ним и не теряя своей актуальности и востребованности. На данном этапе работы  коллектив  сотрудничал с «Центром живой природы» по оформлению фасадной части, однако администрация парка предложила продолжить начатую работу  по благоустройству территории. На следующий год   планируем цветочное оформление детского зоопарка. Но, несомненно, не откажем в помощи по проведению работ по озеленению «Дому малютки»  и детским садам, пожилым людям.  Главная задача нашего коллектива жить с открытым сердцем и не быть равнодушным….
Оборудование для выполнения работ  предоставил «Центр живой природы»:
1. Грабли
2. Лопаты штыковые
3. Лопата совковая
4. Рыхлители
5. Шланги поливочные
6. Лейки
7. Садовая тележка
8. Колышки и шпагат



Литература
           
1. Е.Астахова, т.Крупа, М. Череватенко. Ландшафтный дизайн. - Харьков: Книжный клуб, 2007. - 314 с.
2. Л.Г.Павленко. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 187 с.
                       
                       
           

1 комментарий: