Статья "Групповые формы работы как средство развития общих и профессиональных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучени

О.С. КАЧИНА,
мастер производственного обучения
ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»,
г.Абакан, Республика Хакассия    



Современная система образования сегодня нацелена на формирование у обучающихся коррекционных групп потребностей в знаниях, новых формах деятельности, способности и готовности к социализации в обществе.
Однако, большинство ребят которые приходят в колледж  на обучение профессии «Садовник» плохо понимают сущность и социальную значимость будущей профессии. При этом плохо умеют организовывать собственную деятельность, анализировать ситуации, затрудняются делать верные выводы, недостаточно владеют коммуникативными навыками, не умеют осуществлять поиск информации необходимой для выполнения задания.
Анализируя  свою  работу мастера  производственного обучения с группой ребят  с ОВЗ  выделила  следующую закономерность-  хорошо развитые общие компетенции обуславливают успех в работе над профессиональными. По моему мнению, использование групповых форм работы позволяет создавать условия способствующие формированию общих компетенции и решать основные задачи развитию профессиональных компетенций:
конкретно- познавательную, которая связана с   непосредственной учебно-производственной   ситуацией;
коммуникативно-развивающую – выработка основных навыков общения внутри группы и за   ее пределами;
 социально-ориентационную – воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
На занятиях производственного обучения групповые формы работы,  включаю  на различных этапах,  и это позволяет, добиться реализации  поставленных   задач. Однако надо отметить использование групповых форм работы имеет свою специфику, связанную индивидуальными и психологическими особенностями детей с ОВЗ.
         На первых этапах работы бригада представляет собой мини группу- пара. Моя задача, как мастера добиться создания взаимоотношений сотрудничества. Работу начинаю взаимопроверки индивидуальных заданий (карточек, тестов). Далее направляю работу к  совместному выполнению задания. Этот момент отрабатываю на различных этапах урока. Например, вводный инструктаж актуализация опорных знаний – даю каждому из пары д/з составить  6 вопросов по  теме, перед уроком объединяем  вопросы и пара проводит  фронтальный опрос группы. Один зачитывает вопрос, второй оценивает правильность полученных ответов и заносит в ведомость. Конечно, на первых этапах контролирую работу (проверяю наличие вопросов, корректирую формулировки ответы), таким образом, что бы сотрудничество в паре не превратилось в нахлебничество. Поощряю за трудные и интересные вопросы. Данный вид деятельности можно провести и на этапе заключительного инструктажа, когда группа разбивается на пары и каждая пара придумывает 5 вопросов по выполненной работе. Вид деятельности на первый взгляд простой, однако составляя вопросы, ребенок показывает уровень понимания материала, уровень усвоения технологии. Не стоит бояться такого момента,  что вопросы  повторяются. Ребята с ОВЗ энтузиазмом отвечают, создается благоприятная психологическая обстановка, не смотря на конец урока.  Несомненно, найдутся желающие подготовить и провести опрос наследующий урок.
Организацию работы в четверках провожу следующим образом. На этапе урока актуализация опорных знаний или подведения итогов вводного инструктажа,   каждой четверке выдаю тест 8 вопросов. Первый отвечает,  передает другому студенту, второй проверяет ответ первого и отвечает  свой вопрос. Далее взаимопроверка между группами и анализ ошибок. Проводимая работа основывается на правилах сформулированных Я.А.Каменским «Как можно больше спрашивать, спрошенное –усваивать, а тому что усвоил обучать других. Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Кто учит других, учится сам” – не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои  знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи».  
Продолжаю работу  по сплочению  четверок следующим образом. С начала студенты работают в парах, по особенностям внешнего строения определяют,  растения различных групп, затем,  объединяются в четверки  и друг друга тренируют в определении растений. По такому принципу провожу работу по проверки   основных понятий  и технологии  по ПМ.  Работа построена на основе взаимообучения -  знаешь сам обучи другого. Каждый в  группе получает оценку, на какую ответил  выбранный мной  студент.
 Групповую форму работы использую в  уроке на этапе показ трудового приема. Показ технологии начинаю выбора инструмента, проверки знаний о  приемах   безопасной работы с ним. Ребята внимательно наблюдают выполнением технологии, акцентирую внимание на возможных  ошибках и способах  их устранения,   приемах самоконтроля, обязательно проговариваю информацию  норме выработке квалифицированного рабочего. Потому что от производительности и качества зависит разряд и оплата труда.  Далее предлагаю, повторить технологию  бригадирам проваривая,  каждый этап, даю оценку их действиям. На следующем этапе работы группа отрабатывает технологию под руководством бригадира и контролем наставника. Для ребят с  ОВЗ важно обращать  внимание зависимость показателей качества работы и трудовой дисциплины.
На уроках использую проектную технологию. Наиболее эффективны проекты  по способу организации групповые, по времени краткосрочные, по направлению деятельности практико - ориентированные. Данная технология  позволяет моделировать производственные условия, производить разделение обязанностей при выполнении общего задания. ПМ 03 Озеленение и благоустройство различных территорий ПК3.1 Создание цветников на первично - озеленяемых территориях. Как правило, это  итоговый урок по теме. Группа разбивается на бригады – фирмы.  Каждая  фирма занимается озеленением городских  объектов. В фирму обратилась администрация детской поликлиники г.Абакана, находящейся по К. Перекрещенко д.10 с просьбой разработать проект цветочного оформления фасада. Директор фирмы своим сотрудникам: дизайнеру, агроному и садовнику дает задание к определенному сроку разработать пакет документов.  Дизайнер разрабатывает эскиз клумбы, агроном осуществляет подбор растений, садовник составляет календарный план работ по уходу за клумбой. Должности вытягивают, но по обоюдному согласию внутри группы возможен обмен.  Далее каждая бригада представляет разработанный пакет документов  эксперту и получает  словесную оценку своей работы. По окончании работы выбираем самый дружный коллектив, ведь оценка зависит от деятельности каждого. При использовании данной формы работ выделяется следующий алгоритм:
1.Подготовка к выполнению группового задания.
 - Определение производственного задания
 -Инструктаж о последовательности работы
 -Раздача дидактического материала по группам
 2. Групповая работа.
 - Знакомство с материалом, планирование работы в группе
 - Распределение заданий внутри группы
 - Консультирование
 -Индивидуальное выполнение задания
3. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения)
 - Подведение итогов группового задания
 - Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи
 4. Заключительная часть
- Анализ мастера работы всех групп
Во время групповой работы педагогом осуществляется контроль хода работы в группах, консультирование обучающихся, регулировка споров, порядок работы, в случае крайней необходимости оказывается помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
Использование проектной технологии способствует формированию  не только творческого мышления, но развивает умение работать команде  над поставленной задачей, умение организовывать свою деятельность,  представлять свою работу,  адекватно выслушивать критику, таким  образом происходит работа способствующая формированию общих компетенций. По представленному алгоритму проводятся уроки по темам: «Устройство водоема, альпийской горки, рокария».
Групповые формы организации в сочетании с игровой технологией позволяют с хорошим эмоциональным настроем провести контрольно -проверочный урок « Я молодой специалист» на выявление лучшего в своей области. Через этапы игры проводится оценка знания терминологии, технологии, ассортимента, особенностей ухода. Использование мини-группы эффективно в каждом этапе участвует представитель группы, что дает высокий коэффициент активности. Эффект состязательности придаёт дополнительный стимул студентам. Создание ситуации успеха помогает  преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. При разработке заданий, необходимо соблюдать ряд дидактических требований коррекционно-развивающей технологии. Заранее предупредить обучающихся о предстоящем уроке и форме его проведения  и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с изучением материала урока предлагать задания, подобные тем, которые будут использоваться в уроке с тем, чтобы у ребят выработался чёткий механизм выполнения заданий определённого вида. Необходимо, чтобы содержание  урока  охватывало основные положения изученного материала, а также включало в себя задания, решение которых требовало бы от ребят проявления сообразительности и творчества. Например, студенту садовнику,  проходящему производственную практику в  Центре живой природы,  предложили составить эскиз фасадной клумбы зоопарка. Молодой специалист предложил на утверждение администрации эскиз. В качестве фокусных растений использующихся для создания рисунка выбрал   бархатцы,  алиссум использовал как фоновое, а по периметру клумбы в качестве обрамляющего растения запланировал -циннию. Какую ошибку допустил  студент и как ее исправить? Предложите эскиз клумбы из предложенных растений для Центра живой природы
Итоговую оценку готовности  работы в коллективе ребята получают  при прохождении производственной практики  на базовых предприятиях, когда каждая бригада прикрепляется к мастеру участка. В процессе работы проверяется умение слышать и умение быстро и качественно  выполнять  работу  с соблюдением техники безопасности. В процесс работы я как мастер, не оставляю своих подопечных контролирую выполнение полученных заданий,  даю консультации по организации эффективной работы.
Уроки  производственного обучения, организованные с использованием групповых форм обучения, как показывает практика, способствуют развитию внутренней мотивации студентов на обучение профессии и  адаптации к будущей трудовой деятельности.

1 комментарий:

  1. Групповые формы работы способствуют социализации детей с ОВЗ

    ОтветитьУдалить