Доклад на тему: «Профессионально-личностные критерии успешности учителя»


Доклад подготовил: Мастер п/о Качина О.С.
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Так как еще в  начале 19 века психолог-педагог П.Н.Каптерев подчеркивал «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или иные свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие свойства П.Ф Каптерев определены как основные? Это  «научная подготовка учителя» и «личный учительский талант».Ф.Н.Гоноболин «личный талант учителя» рассматривал как пед.спосбности, развитие которых залог продуктивной деятельности учителя.
Первое свойство заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, овладении методологией, общими дидактическими принципами. Второе свойство -заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте. Два свойства на сегодняшний день объединились в понятии профессиональная компетентность-качество личности специалиста, включающего систему знаний и умений,  навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Т.есть проф.компетентность готовность к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию. Именно развитие проф.ком. является важным качеством в достижении успешной деятельности педагога.
Однако,  Каптерев П.Ф. оговаривал необходимость развития «нравственно-волевых» свойств учителя: объективность, внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.
Т.образом Каптрев ужев19 веке выделил структуру личностных качеств учителя опредеяющих проф.успешность: научная подготовка учителя, личный учительский талант, нравственно -волевые качества.
На современном этапе качества проф.успешности структурировались в работах Б.К.Бабанского, В.А.Сластенина, Н.В.Кузьминой. В своих работах они выделяют следующие  качества личности учителя, которые  оказывают влияние на педагогическую деятельность:
 1.Эмоциональность.
-интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
-адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
-доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
-уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
2.Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд педагогических задач.
Для постановки голоса, владения средствами выразительности необходимо использовать специальные упражнения ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»
Общение –с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение – с интересными людьми,
Общение с самим собой- саморазвитие- время печали, творчества, размышлений.
*Аутентичность-умение быть самим собой.
3.Творческое начало личности.
Ни минуты без творческого подхода, без остроумия души. Постоянный эксперимент, постоянное движение вперед.
Я и творить, и натворить умею В.М Лизинский.
4.Организаторские способности необходимы для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
5.Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и без всякого затруднения найдет выход. В.А Сухомлинский утверждал «Отсутствие учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и то это раздражение –то состояние, из которого часто учитель не находит выхода.»
Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относится к причине противостояния, обращая все в шутку.
6.Настойчивость, дисциплинированность.
Настойчивость способность достигать поставленные цели и доводить приятные решения до конца.
Дисциплинированность- сознательное подчинение своего поведение общественным правилам..
Не менее значимы и факты влияющие на успешную работу учителя: это организация труда, отношения с администрацией, родителями и учащимися.
Интересны, работы Э.Ф.Зеера и Шахматовой О.Н.  выделили на ряду свыше перечисленными личностными качествами следующие:
-социальный интеллект, коммуникативные способности, педагогическая рефлексия, эмпатия, эмоциональная устойчивость.
-Социальный интеллект качество личности  позволяющее ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения,  прогнозировать поведение и поступки окружающих, прочитывать человека по внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.
-Эмоциональная устойчивость-противостояние личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне выражается выдержке, самообладании, способности переносить не благоприятные психические воздействия. У некоторых психологов отмечается данное качество как
стрессоустойчивость. Стрессоустойчивостью понимают разницу между внутренней мотивацией и внешними психическими воздействиями. Педагоги обладающие внутренней мотивацией обладают высокой стрессоустойчивостью. Успешные педагоги характеризуются высокой стрессоустойчивостью.
-Эмпатия- способность поставить себя на место другого, понимать эмоциональное состояние учащегося.
-Коммуникативные способности- это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием.
*Сверхнормативная активность –(осуществление деятельности которая не является строго обязательной) стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на трудных участках работы, не сулящих наград. Развитие данного качества свидетельствует о готовности к инновационной деятельности.
В заключении я приведу результаты проведенного исследования педагогов нашего  коллектива.
Цель исследования: Выделить и проанализировать  личностные качества обеспечивающие профессиональную успешность педагога.
Задачи:
-провести анкетирование ;
-проанализировать  и обобщить результаты   по двум категориям: 1-ая  педагоги, имеющие стаж работы менее 10лет и 2-ая –пед.стаж более 10лет.
Анкета включала два вопроса.
1. Укажите свой педагогический стаж.
2.Выделите и расположите в убывающем порядке 10 качеств личности педагога, определяющих профессиональную успешность.
В анкетировании принимало участи 15 человек, пед.стаж от 4лет до 32.Охвачен педагогический состав  и мастера производственного обучения.
Анкета для исследования
1.Профессиональная компетентность

2.Любовь и уважение к детям

3.Коммуникабельность

4.Организаторские способности

5.Дисциплинированность

6.Чувство юмора

7.Умение слушать

8.Широкий круг интересов

9.Отзывчивость

10.Мобильность
В результате исследований хотелось увидеть следующее:
-Мнение молодых педагогов, т.к новое поколение, новый взгляд на вопросы образования и воспитания.
-Однако, несомненно, неоспорим многолетней опыт практической  работы, подтвержденный не одним десятком выпусков молодых специалистов.
В результате анализа анкетных данных молодых педагогов и стажистов не было выделено резких различий в определении личностных качеств профессиональной успешности педагога. В результате обобщения выделены следующие качества личности:
1.Профессиональная компетентность
2.Любовь и уважение к детям
3.Коммуникабельность
4.Организаторские способности
5.Дисциплинированность
6.Чувство юмора
7.Умение слушать
8.Широкий круг интересов
9.Отзывчивость
10.Мобильность
Посмотрим полученные результаты:
-большая часть опрошенных   на первое место выделили  профессиональную компетентность;
- 9 человек 2место поставили любовь и уважение  к детям;
-10человек на 3место определили умение общаться- коммуникабельность;
- на 4место по 1/3 организаторские способности;
-на 5место 8человек указали дисциплинированность, требовательность, аккуратность;
Т.образом структурированные личностные качества профессиональной успешности учителя отражают основные требования  НТП.

Закончу свое выступление словами Л.Н.Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец и мать. Он будет лучше того учителя который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и  к ученикам, он совершенный учитель».

1 комментарий:

  1. В работе использованы анкетирование колектива преподавателей

    ОтветитьУдалить