Доклад подготовил: Мастер п/о Качина О.С.
Специфической
чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности
педагога. Личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной
деятельности. Так как еще в начале 19
века психолог-педагог П.Н.Каптерев подчеркивал «личность учителя в обстановке
обучения занимает первое место, те или иные свойства его будут повышать или
понижать воспитательное влияние обучения». Какие свойства П.Ф Каптерев
определены как основные? Это «научная
подготовка учителя» и «личный учительский талант».Ф.Н.Гоноболин «личный талант
учителя» рассматривал как пед.спосбности, развитие которых залог продуктивной
деятельности учителя.
Первое
свойство заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета,
овладении методологией, общими дидактическими принципами. Второе свойство -заключается
в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте. Два свойства на
сегодняшний день объединились в понятии профессиональная
компетентность-качество личности специалиста, включающего систему знаний и
умений, навыков, обобщенных способов
решения типовых задач. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным
стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению
деятельности. Т.есть проф.компетентность готовность к постоянному повышению
квалификации, профессиональному развитию. Именно
развитие проф.ком. является важным качеством в достижении успешной
деятельности педагога.
Однако, Каптерев П.Ф. оговаривал необходимость
развития «нравственно-волевых» свойств учителя: объективность, внимательность,
чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная
любовь к детям.
Т.образом Каптрев ужев19 веке
выделил структуру личностных качеств учителя опредеяющих проф.успешность:
научная подготовка учителя, личный учительский талант, нравственно -волевые
качества.
На современном
этапе качества проф.успешности структурировались в работах Б.К.Бабанского, В.А.Сластенина,
Н.В.Кузьминой. В своих работах они выделяют следующие качества личности учителя, которые оказывают влияние на педагогическую
деятельность:
1.Эмоциональность.
-интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
-адекватность эмоционального состояния учителя на
деятельность учащихся;
-доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
-уверенность в своих педагогических мыслях и действиях,
удовлетворенность от результата своего труда.
2.Выразительность речи.
Это качество характеризует содержательность, яркость,
образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить
целый ряд педагогических задач.
Для постановки голоса, владения средствами выразительности
необходимо использовать специальные упражнения ораторского искусства, а для
обогащения лексики, образности действует правило «Три О»
Общение –с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение – с интересными людьми,
Общение с самим собой- саморазвитие- время печали,
творчества, размышлений.
*Аутентичность-умение быть самим собой.
3.Творческое начало личности.
Ни минуты без творческого подхода, без остроумия души.
Постоянный эксперимент, постоянное движение вперед.
Я и творить, и натворить умею В.М Лизинский.
4.Организаторские способности необходимы для обеспечения
работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
5.Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего
веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и без всякого затруднения
найдет выход. В.А Сухомлинский утверждал «Отсутствие учителя чувства юмора
воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не
понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и то
это раздражение –то состояние, из которого часто учитель не находит выхода.»
Значительную часть конфликтов между учениками и учителями
можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относится к причине
противостояния, обращая все в шутку.
6.Настойчивость, дисциплинированность.
Настойчивость способность достигать поставленные цели и
доводить приятные решения до конца.
Дисциплинированность- сознательное подчинение своего
поведение общественным правилам..
Не менее значимы и факты влияющие на успешную работу
учителя: это организация труда, отношения с администрацией, родителями и
учащимися.
Интересны, работы Э.Ф.Зеера и
Шахматовой О.Н. выделили на ряду свыше
перечисленными личностными качествами следующие:
-социальный интеллект, коммуникативные
способности, педагогическая рефлексия, эмпатия, эмоциональная устойчивость.
-Социальный интеллект качество
личности позволяющее ориентироваться в
межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, прогнозировать поведение и поступки окружающих,
прочитывать человека по внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться,
умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.
-Эмоциональная устойчивость-противостояние
личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности.
Внешне выражается выдержке, самообладании, способности переносить не
благоприятные психические воздействия. У некоторых психологов отмечается данное
качество как
стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивостью понимают разницу между внутренней мотивацией и внешними
психическими воздействиями. Педагоги обладающие внутренней мотивацией обладают
высокой стрессоустойчивостью. Успешные педагоги характеризуются высокой
стрессоустойчивостью.
-Эмпатия- способность поставить
себя на место другого, понимать эмоциональное состояние учащегося.
-Коммуникативные способности- это
способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере
педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием.
*Сверхнормативная активность –(осуществление
деятельности которая не является строго обязательной) стремление во все вникнуть,
принять участие, попробовать себя на трудных участках работы, не сулящих наград.
Развитие данного качества свидетельствует о готовности к инновационной
деятельности.
В заключении я приведу результаты
проведенного исследования педагогов нашего
коллектива.
Цель исследования: Выделить и
проанализировать личностные качества
обеспечивающие профессиональную успешность педагога.
Задачи:
-провести анкетирование ;
-проанализировать и обобщить результаты по двум категориям: 1-ая педагоги, имеющие стаж работы менее 10лет и
2-ая –пед.стаж более 10лет.
Анкета включала два вопроса.
1. Укажите свой педагогический
стаж.
2.Выделите и расположите в
убывающем порядке 10 качеств личности педагога, определяющих профессиональную
успешность.
В анкетировании принимало участи
15 человек, пед.стаж от 4лет до 32.Охвачен педагогический состав и мастера производственного обучения.
Анкета для исследования
Анкета для исследования
1.Профессиональная компетентность
2.Любовь и уважение к детям
3.Коммуникабельность
4.Организаторские способности
5.Дисциплинированность
6.Чувство юмора
7.Умение слушать
8.Широкий круг интересов
9.Отзывчивость
10.Мобильность
В результате исследований
хотелось увидеть следующее:
-Мнение молодых педагогов, т.к
новое поколение, новый взгляд на вопросы образования и воспитания.
-Однако, несомненно, неоспорим
многолетней опыт практической работы,
подтвержденный не одним десятком выпусков молодых специалистов.
В результате анализа анкетных
данных молодых педагогов и стажистов не было выделено резких различий в
определении личностных качеств профессиональной успешности педагога. В
результате обобщения выделены следующие качества личности:
1.Профессиональная компетентность
2.Любовь и уважение к детям
3.Коммуникабельность
4.Организаторские способности
5.Дисциплинированность
6.Чувство юмора
7.Умение слушать
8.Широкий круг интересов
9.Отзывчивость
10.Мобильность
Посмотрим полученные результаты:
-большая часть опрошенных на первое место выделили профессиональную компетентность;
- 9 человек 2место поставили
любовь и уважение к детям;
-10человек на 3место определили
умение общаться- коммуникабельность;
- на 4место по 1/3 организаторские
способности;
-на 5место 8человек указали дисциплинированность,
требовательность, аккуратность;
Т.образом структурированные личностные качества
профессиональной успешности учителя отражают основные требования НТП.
Закончу свое выступление словами
Л.Н.Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь к ученику, как отец и мать. Он будет лучше того
учителя который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если
учитель соединит в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
В работе использованы анкетирование колектива преподавателей
ОтветитьУдалить