О.С.Качина, мастер производственного обучения
А.С. Макаренко считал, что
мало «исправить» человека, необходимо воспитать его так, чтобы он стал активным
деятелем новой эпохи. А для этого требовалась организация воспитательного
процесса, направленного на совершенствование личности ребенка.
Цель современного
воспитательного процесса формирование гармонично развитой личности,
адаптированной к современным условиям жизни. Современные условия, а именно
рынок труда предъявляет следующие
требования к выпускнику НПО: профессиональная грамотность, эрудиция, стремление к самообразованию и повышению квалификации по
выбранной профессии. Выпускник должен
быть конкурентоспособен на рынке труда.
Анализируя контингент поступающих
в НПО за последние три года, большой
процент занимают дети из неблагополучных семей, которые не в состоянии освоить общеобразовательную
программу, и для которых училище
единственная возможность выйти на рынок труда с дипломом и профессией. Как
робкого, тихого ничем не интересующегося
подростка, с низкой самооценкой за трехгодичный период обучения
раскрепостить, сформировать спортивную злость,
а главное, активную жизненную
позицию?
Реализация поставленной
цели возможна при четком планировании
воспитательной работы, комбинировании различных форм внеклассной деятельности.
Работая
с группой обучающихся на базе девяти классов по профессии «Садовник»
большое внимание уделяю кружковой работе, которая повышает мотивацию к
обучению, развивает интерес к выбранной профессии, помогает определиться
выборе жизненного пути. Кружковая деятельность позволяет показать
первокурснику выбранную профессию в полном объеме, раскрыть сферы деятельности
незатронутые программным материалом, а также перспективы дальнейшего обучения в данном направлении.
Для первого курса разработан кружок «Комнатное садоводство» с элементами
исследовательской работы. В основе кружка три исследовательские работы: выгонка
гиацинтов, выращивание комнатных сортов огурцов, выращивание перцев и томатов.
Первая работа самая трудная,
подлинная ее цель заинтересовать, настроить на долгосрочное сотрудничество,
помочь сплотить коллектив, и проявиться индивидуальным особенностям отдельной
личности.
Смысл индивидуальной
работы подчеркивал Макаренко А.С., заключается не в возне с ребенком, а в поиске
и использовании таких его особенностей, которые способствуют активному
включению в жизнедеятельность коллектива.
Цель: Получить цветочную
продукцию к 14февраля.
Цель четко формулируется.
Результат – заманчив. Получить цветы к празднику. Большинство ребят проявляет интерес, некоторые скептически
настроены - нечего не получится, но не отказываются. Первый шаг сделан -
интерес возник.
Второй шаг - Как добиться
цветения? Долго обсуждаем, направляющая роль
дискуссии - отведена наставнику. Наметили план работ, разбились на
группы, назначили, ответственных, но на добровольной основе.
Каждая группа под руководством мастера, используя материал учебников, изучает досконально свой этап работы:
-изучить технологию
субстратной и безсубстратной выгонки, составить технологические карты
процессов;
-осуществить подготовку посадочного
материала;
-подготовить субстрат для
посадки и горшки.
Суть распределения работы
заключается в том, что каждый видит практическую значимость своей деятельности и несет ответственность за общее дело. Проводим итоговое занятие, группы докладывают о проделанной работе.
Каждый обучающийся
заложил по одной луковице, используя разные
технологии выгонки. Наблюдения за заложенным экспериментом проводятся
регулярно: фиксируется Т воздуха, регулируется интенсивность освещения на
разных этапах. Изменения
показателей фиксируются в дневнике наблюдений, именно эта деятельность
не вызывала интереса. Но позже ребята поймут ее значимость.
Истинно профессиональный
интерес обнаружился при появлении цветоносов. Гиацинты, заложенные субстратной выгонкой,
раньше срока набрали, цвет. Как продлить цветение? Этот вопрос заставил анализировать
все этапы работы в поисках решения. Решение найдено, набравшие цвет гиацинты перенесли
в прохладное помещение, и цветы зацвели к празднику.
Полученные цветущие
растения большинство ребят подарили к празднику родным и близким. Подарок
родным это доказательство, я - взрослый и от меня не только проблемы.
Третий шаг- анализ
проделанной работы. В ходе круглого стола обсуждаем результаты работы. Определяем
сорта с наиболее выраженными декоративными качествами. Планируем, через год попробовать не только выгонку
гиацинтов, но и крокусов.
В результате проделанной
работы я увидела, насколько расширился
профессиональный кругозор, профессиональный словарный запас, повысилась
самооценка, появилось стремление к дальнейшей
работе. Ежегодно выгонять гиацинты
к празднику 14февраля и 8 марта - это важный этап в
формировании доброй традиции в коллективе.
Наличие в коллективе
традиций считал Макаренко А.С., это
показатель организации коллектива. Традиции - это хороший обычай, положительный
опыт деятельности коллектива. Макаренко А.С. подчеркивал, ничто так не скрепляет коллектив, как
традиции. Воспитывать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача
воспитательной работы.
Заключительный шаг-
Экскурсия на милютинское хозяйство заставила задуматься, над новым проектом, но
это не цветы, а овощи. Возник вопрос, а в комнатных условиях мы можем
получить урожай огурцов?
Вторая
и третья работы проходили легко, с энтузиазмом. Ход работы
аналогичный: цель –задачи - методика эксперимента - учет показателей -
оформление работы - выводы. Получили первые огурцы в начале апреля, первые
помидоры в июне. Реакция на урожай меня как мастера поразила, это не восторг от
появления первых плодов, а практический взгляд на проделанную работу. Этого я и
добивалась практичные рассуждения молодых специалистов, перспективные планы на
будущее.
Основной результат
воспитательного воздействия Макаренко А.С.
видел в четком определении целей, в проектировании личности каждого
воспитанника. При этом нужно верить в возможности воспитанника, уметь найти в
нем положительные черты и опираясь на них, формировать личность. При
составлении «проекции» отдельного воспитанника Антон Семенович особое внимание
уделял постановке перспективы.
Мое кредо как
мастера-наставника: «Жизнь есть постоянное движение вперед». В течение года мы
с обучающимися участвовали в конкурсах различного уровня. Выставляли свои
работы на республиканский конкурс профессионального мастерства «Абакан- река
Дружбы», где были отмечены памятными дипломами. Представляли проекты на
республиканский конкурс «Юннат 2009», где получили призовые места в номинации
«Ландшафтный дизайн». Созданный и реализованный проект цветочного оформления
фасада училища получил второе призовое место в городском конкурсе «Самая
благоустроенная территория образовательного учреждения». Таким образом, жизнь
нашего коллектива – это движение вперед, постоянное самосовершенствование и
самоутверждение, что будет являться «залогом» высокого профессионализма
выпускников.
Стать обобщает опыт кружковой работы с обучающимися по профессии Садовник
ОтветитьУдалить